Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

 
 
 
10 лет сайту
Тверь. Онлайн-трансляции


Торжок - электронный путеводитель
 
Последнее изменение 04.02.2017 18:02
 
Проверка ТИЦ
Высший пилотаж на... стене


Когда-то давно, лет двадцать назад, необходимую информацию получали из научно-технических и популярных журналов. И вот сейчас, разгребая завалы, с тем, чтобы избавиться от ненужного уже бумажного хлама, я натолкнулся на подшивку журнала "Юный техник" и приложения к нему - "Для умелых рук" (чуть позже "Левша"). Понимая, что все это уже не надо, так как есть великий и могучий интернет, я все же пролистал журналы, испытывая приступы ностальгии. Порой попадались статьи, вызывающие не только улыбку, но и мысль о том, что все ЭТО надо было не только придумать, но и сделать! Одна из таких статей меня поразила настолько сильно, что я решил поделиться ей на просторах интернета. Привожу статью из приложения "ЮТ - Для умелых рук" от ноября 1990 года.
Компьютеров тогда еще не было :)

ВЫСШИЙ ПИЛОТАЖ НА... СТЕНЕ. Общий вид системыПилота не пустят в небо, если он не усвоил азов управления самолетом на специальном тренажере. Ну а авиамоделист? Свой первый полет, как правило, тот совершает без какой-либо предварительной подготовки. И вот результат:
«Я строил модель три месяца и при первом же запуске разбил   ее»,— жалуется  в   письме  Сережа  Шишмарев   из   Перми.
Так нельзя ли овладеть искусством управления моделью, не рискуя ее сломать?

Наш давний читатель Олег Михайлович Соловьев задался таким вопросом еще в юности, будучи авиамоделистом-перворазряд­ником, и придумал устройство, вполне пригодное для этих целей. Оно представляло собой дюралюминиевый швеллер, по которому, как по рельсам, двигался стальной шарик. Швеллер устанавливался на валу, где крепилась и качалка, соединенная с ручкой управления. Надо было удержать подвижный, как ртуть, шарик посредине швеллера. Дело было непростое, но главное — приходилось выполнять те же манипуляции, что при управлении кордовой моделью. Словом, получился своеобразный тре­нажер.
Его идею и взяли на вооружение ребята из авиамодельного кружка, руководимого Н. И. Кузьминым. Они решили сделать соловьевский тренажер более наглядным.
Сейчас такой прибор уже построен. С его помощью путевку в нёбо получили десятки мальчишек. А аварий моделей стало гораздо меньше.
Подобный тренажер можно сделать в любом авиамодельном кружке. Для изготовления потребуются фанера, обрезки дюра­люминия и стали, маленькое зеркальце, объектив от фотоувеличителя да пара алюминиевых кружек...

ВЫСШИЙ ПИЛОТАЖ НА... СТЕНЕ. Конструкция

Конструкция тренажера авиамоделиста-кордовика: 1— корпус (фанера 8—10 мм), 2— направляющие рельсы, 3— установочный винт с гайкой, 4— шар-датчик, 5— качалка, 6— обойма следя­щей системы, 7— штырь, 8— зеркало, 9— скоба зеркала, 10— скоба горизонтального шарнира, 11—резиновый стопор, 12—. горизонтальный шарнир-кронштейн, 13— вал горизонтального шарнира (резьбовая шпилька М4 мм), 14— груз-противовес, 15— объектив, 16— корпус оптической системы, 17— ролик с винтом и гайками, 18— «слайд», 19— тубус, 20— электролампа с патроном, 21 — тяга, 22— штырь.

Для моделирования поведения такого неустойчивого объекта, как летательный аппарат, здесь также применен стальной шарик, способный катиться по направляющим, шарнирно подве­шенным посередке. На одной из них смонтирована качалка, соединенная кордовыми нитями с ручкой управления.
Горизонтальное движение шара преобразуется в вертикаль­ное (собственно, так и летает модель с точки зрения пилота) с помощью специального следящего механизма. Вот как он устроен. Изображение силуэта авиамодели со «слайда» проецируется оптической системой на качающееся зеркало. Оно же откло­няется вверх или вниз в зависимости от направления движения шара. А чтобы поведение «модели» было достовернее, рамка со «слайдом» поворачивается одновременно с направляющими в зависимости от положения ручки управления.
А теперь — за работу. Первым делом вырежьте из десятимил­лиметровой фанеры заготовки для корпуса, тщательно обрабо­тайте и скрепите небольшими гвоздями. Очередь за направляющими. Лучше всего сделать их из дюралюминиевой полосы толщиной 8—10 мм и 6 мм стальной. Рабочие ребра направляю­щих (верхние внутренние) должны быть строго прямолиней­ными — шар, положенный сюда после сборки, должен ка­титься даже при небольшом уклоне. Обе направляющие стыку­ются дюралюминиевыми накладками на торцах. При соединении надо строго выдержать их взаимную параллельность. Посредине направляющих просверливается отверстие 0 3 мм под централь­ный шарнир из двух установочных винтов. Их вворачивают в стальные пластины, прикрепленные к боковым стенкам корпуса. При установке проследите, чтобы центры винтов располагались строго на одной оси.
Обойму следящего механизма вырезают из дюралюминиевой ленты толщиной 0,5 мм и шириной 20 мм. Кроме того, для этого узла потребуется штырь, укрепляемый на оси с помощью П-образной скобы, грузик-противовес и небольшое (карман­ное) зеркальце размером 60X80 мм.
При регулировке следящего механизма добейтесь, чтобы шар, свободно перемещаясь по направляющим, отклонял обой­му, а вместе с ней и штырь с зеркалом. Поэтому между шаром и обоймой предусмотрите зазор 0,5 мм.
ВЫСШИЙ ПИЛОТАЖ НА... СТЕНЕ. Оптическая системаОптическая система тренажера состоит из объектива (от фото­увеличителя или диапроектора), смонтированного в кожухе (алюминиевая кружка), лампы накаливания в алюминиевом тубу­се (еще одна кружка, поменьше), а также узла, названного нами   «слайдом».   Он   представляет   собой   дюралюминиевый
диск, поворачивающийся в направляющих роликах, в середине которого выпилено отверстие в виде контура самолета. На диске радиально закреплен рычаг, соединенный тягой со штырем на линейке.
Теперь, если вы собрали тренажер, попробуем совершить пробный «полет». Включим лампу осветителя и отрегулируем положение объектива и зеркальца, так, чтобы на стене-экра­не высветился силуэт «авиамодели». Пока шар находится вбли­зи центрального шарнира, «авиамодель» располагается на одной высоте с зеркалом. Но стоит появиться малейшему наклону, шар покатится, и светящийся силуэт стремительно заскользит вверх или вниз. Тут-то и время вмешаться пилоту — пользуясь ручкой управления, надо задержать его движение и постарать­ся вернуть в исходное положение. Конечно, сделать это на первых порах будет не так-то просто.
Поведение самолета на стене еще более станет похоже на настоящий полет, если в качалке управления вы сделаете не­сколько пар отверстий для крепления кордовых нитей на раз­личных расстояниях от центра. Это позволит менять передаточ­ное отношение между ручкой управления и качалкой, а следо­вательно, влиять на устойчивость и управляемость полета «моде­ли».
Еще стоит подумать над подбором передаточного отноше­ния от направляющих к диску-«слайду». Тогда поворот «модели» на стене по команде ручки управления будет абсолютно есте­ственным. Но добиться этого вам предстоит эксперименталь­ным путем, опираясь на навыки опытного кордовика.
Можно создать еще и «движущийся» фон на участке стены, где располагается «модель». Установить в коробе тренажера вращающийся зеркальный многогранник и лампу. Через окно, выпиленное в коробе, бегущие лучи будут падать на стену и создадут полную иллюзию движения.


3. СЛАВЕЦ, инженер

Рейтинг@Mail.ru
©2005-2017 Горбунов А.В. Разработка, дизайн, сопровождение.
Использование материалов данного сайта без разрешения автора запрещено